Home

Advertisement

Андрей Василевский - Заработать на падающей недвижимости. [entries|archive|friends|userinfo]
Андрей Василевский

[ website | Наблюдения, мысли и просто находки. ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Заработать на падающей недвижимости. [Nov. 10th, 2008|01:33 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell a Friend Next Entry
[Tags|, , , ]
[Current Mood | energetic]

   Мысль, что падающие цены на недвижимость – это интересная возможность, сегодня не высказывает только ленивый. Но чаще всего возможность это понимается, как надежда вскоре купить что-то за деньги, с которыми раньше ловить было нечего.
    Между тем есть еще один несложный вариант использования ситуации, доступный в том числе и тем, кто свободными средствами вообще не располагает. Естественно далеко не безрисковый. Правда, для него уже нужно быть квартировладельцем. Как минимум, владельцем тех метров, на которых проживаешь сам.   

Схема проста. Квартира продается по сегодняшним ценам. По-видимому, возможность продать ее с вычетом 5-10 % от максимума долларовой цены еще есть.
   Полученные деньги в долларах/евро дожидаются падения цен. После чего приобретается аналогичная квартира по существенно меньшей цене. Если, конечно, ваш приоритет деньги, а не улучшение жилищных условий. В противном случае берете лучшую квартиру за те же деньги.

 Попробуем разобрать в деталях финансовую сторону вопроса.

Расходы на агентов, нотариат, БТИ при оформление 2-х сделок - порядка 5 % цены квартиры.
Стоимость проживания за 9 месяцев + оплату 1 мес. за подбор квартиры.
(Из расчета ожидания падения до 8 месяцев. Из них 1 мес из них живете в проданной квартире, зато прибавляется еще месяц в арендованной в период регистрации покупки новой квартиры и еще месяц ожидания после регистрации сделки до выезда прошлых хозяев.)
Примем стоимость аренды аналогичной квартиры на месяц за 0,5 % от ее продажной стоимости.        0,5 х (9+1) = 5 % цены квартиры
Расходы на переезд и хранение мебели около 1%.

Итого: 5 + 5 + 1 = 11 % + 9 % (дисконт от максимальной $ цены вашей квартиры) = 20 %

Иначе говоря, чтобы выйти в ноль при такой операции будет достаточно падения цен на 11 % от реалистичной цены продажи сегодняшнего дня и 20 % от долларового максимум цен. Все что выше идет Вам в плюс.

При этом Ваши расходы могут быть и заметно ниже 11 %. Если Вы готовы лично искать покупателя, а потом продавца, своими ручками собирать бумажки, то можете сократить расходы на оформление сделок до 2-2,5 процентов. Есть шанс управиться куда быстрее, чем за 9 месяцев. Наконец, можно провести время в менее дорогом жилье, в длительной деловой командировке, на пляже в Индии, у родителей, любовников, любовниц и прочих друзей и знакомых кролика.

С другой стороны существуют и риски. Вы можете стать жертвой мошенничества, ваши деньги могут быть украдены (сожжены, пропиты, проиграны, заморожены, бездарно потрачены, сгрызены термитами – уж не знаю, что для вас актуальнее.) Обама и Ко могут свершить подвиг и в рекордно короткие сроки насмерть поразить зеленого друга. (Это я о долларе.) Наконец цены на квартиры могут не упасть или упасть совсем немного.
Последнее, конечно, кажется наименее вероятным из всего вышеперечисленного, но никогда не говори никогда. Скажем, решат партия и правительство без остатка пустить Стабфонд на субсидирование ипотеки и хана всем прогнозам и выкладкам. J Так что:

Disclaimer: Все вышесказанное ни в коей мере не является рекомендацией автора продать вашу любимую недвижимость. Если на вышеописанной операции вы вдруг потеряете все нажитое непосильным трудом и останетесь бомжом до конца жизни, то не только материальная компенсация, но простое человеческое сочувствие, предоставляться не будут.
Но есть и радостная сторона. Отчислений с прибыли, если она образуется, тоже не будут.

(А это ссылка на предыдущий - более аналитический - текст на тему общих подходов к инвестированию в недвижимость. http://differ.livejournal.com/14502.html)


Более поздняя версия этой статьи тут http://www.denga.ru/articles/87/251
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: [info]lutra_lutra
2008-11-10 02:44 pm (UTC)

(Link)

Есть еще вариант, когда продается квартира в Москве (где недвижимость пока еще подешевела не сильно) и покупается квартира (дом) там, где цены уже рухнули (как-то Испания, например). Дальше можно действовать по ситуации.

[User Picture]From: [info]differ
2008-11-10 04:34 pm (UTC)

(Link)

Да. Вполне разумный вариант.
Но требующий более высокого уровня компетентности:
Особенности местного законодательства, понимания существенности налогов на недвижимость во многих странах, способность технически организовать сдачу ее в аренду на расстоянии.
Все решаемо, конечно, но чуть сложнее.
[User Picture]From: [info]consulan
2008-11-10 03:10 pm (UTC)

(Link)

Здесь еще и возможность заработать на падающем рубле.Держать в валюте и купить недвижимость,когда курс доллара будет 60 рублей.После резкой девальвации.
[User Picture]From: [info]differ
2008-11-10 04:39 pm (UTC)

(Link)

Держать в валюте - это определенно верное решение, но о заработке тут можно говорить условно. Только если считать в рублях. А при резкой девальвации считать в рублях будет не очень осмысленно. :-)
Впрочем, пока говорить о том, что девальвация будет резкой я бы с уверенностью не стал.
[User Picture]From: [info]gaggi
2008-11-10 05:42 pm (UTC)

(Link)

Это для очень сильных граждан, Андрей. Таких почти что нет, если речь идет о единственной квартире. А, ну и холостых, естественно.
[User Picture]From: [info]differ
2008-11-10 07:00 pm (UTC)

(Link)

Да, это, конечно, не для всех. Если честно, лично пока не знаю воспользовавшихся.
Но схема мне симпатична. И в масштабах Москвы таких не один десяток тысяч может набраться.
Хотя я часто переоцениваю предприимчивость окружающих.
[User Picture]From: [info]gaggi
2008-11-10 07:22 pm (UTC)

(Link)

Андрей, я думаю уже поздновато вам звонить. Завтра с удовольствием сделаю это. И, кстати, вы, как мне кажется, верите в существование "экономического человека" :)
[User Picture]From: [info]differ
2008-11-10 08:07 pm (UTC)

(Link)

Да. В Деда Мороза тоже верю. :-)
[User Picture]From: [info]nad0hak
2008-11-12 11:12 am (UTC)

А суть в чем?

(Link)

Я конечно понимаю, что суть как говорится в песок, но ... А в чем ваша схема новая, теже деньги держим в кубышке и ждем золтого чуда, ПАДЕНИЯ НЕДВИЖИМОСТИ В ЦЕНЕ, только добавили пункт продажа квартира. Чё нить новое бы придумал или написал.
[User Picture]From: [info]differ
2008-11-12 01:09 pm (UTC)

Re: А суть в чем?

(Link)

Почти все новое суть комбинации старого.
Но, в принципе, конечно, ничего оригинального в этой схеме нет.
Тем не менее, несмотря на ее очевидность, множество людей не осознают, что и такой вариант действий у них есть.
[User Picture]From: [info]nad0hak
2008-11-12 07:03 pm (UTC)

Re: А суть в чем?

(Link)

Тогда бы лучше предложил, заложить квартиру, которую имеет, взять кредит-ипотеку и купить коммерческую недвижимость
[User Picture]From: [info]differ
2008-11-12 11:20 pm (UTC)

Re: А суть в чем?

(Link)

В смысле потом купить коммерческую недвижимость, после более существенного падения?

Тоже интересная схема, но:

1) Какую долю стоимости квартиры сейчас реально получить под залог? Как я понимаю сейчас меньше половины. Риски падения уже учитываются банками. Так что сумма для операций заведомо меньше.
2) Стоимость обслуживания кредита скорее всего будет заметно выше арендной платы за съем квартиры. По крайней мере первоначально.

С другой стороны стороны, конечно, при рублевом кредите и в случае ускоренной инфляции есть неплохой шанс отдать меньше, чем брал.
[User Picture]From: [info]nad0hak
2008-11-13 04:55 am (UTC)

Re: А суть в чем?

(Link)

1. Отдача от арендной платы коммерческой недвижимости значительно выше арендной платы жилой недвижимости.
2. Кредит под залог недвижимости банки дают на нецелевые нужды, больший простор для выбора недвижимости.
3. Да на данном этапе аренда квартиры выглядит предпочтительнее, так как цены пока не растут, но по прогнозам тех же американцев данная ситуация затянется на 2-3года и скорее всего аренда на жильё в связи с тем, что ипотеку взять стало хуже, тоже начнет расти, это как снежный ком.
4. Стоимость обслуживания кредита в данной ситуации и риск хранить деньги под подушкой в надежде, что свершится чудо я считаю соизмеримыми.
[User Picture]From: [info]differ
2008-11-13 09:38 am (UTC)

Грубая прикидка

(Link)

Сравним на пальцах. Цифры условны, но порядок, думаю, верен.

Стоимость квартиры сегодня 200 р
Стоимость аренды 1 р мес (0,5 % от стоимости)
Стоимость коммерческой аренды ??? падает ??? - предположим в 3 р больше - 1,5 % от стоимости в месяц
Стоимость кредита 18 % годовых - тоже 1,5 % в мес.
Размер кредита - 35 % от сегодняшней цены квартиры.
Размер падения цен на недвижимость 40 %
Стоимость аренды не падает вслед за стоимостью недвижимости

Ваша схема
Итоги 9 мес
квартира ценой 120 р (200х0,6)
коммерческая недвижимость 42=(70х0,6)
деньги = платежи по кредиту + плата за аренду = 0
долги = - 70 долг
Итого капитал: Имущество в недвижимости на 162 р - 70 долга = 92 р

Первая схема:
Деньги = 200 - 22 (расходы на 2 сделки и аренду жилья) - 120 (покупка новой квартиры) = 56 р
квартира ценой 120 тыс
долг = 0

Итого: 176 тыс в недвижимости и деньгах

К тому же условие постоянности ставок аренды по коммерческой недвижимости почти наверняка туфта. Они как я понимаю, уже сейчас кое-где падают в отличие от стоимости аренды жилья.
К тому же для работы с коммерческой недвижимостью требуется большая компетентность инвестора.
[User Picture]From: [info]nad0hak
2008-11-13 05:04 am (UTC)

Re: А суть в чем?

(Link)

А и самое главное, при данной схеме недвижимость и деньги реально работают, а не лежат под подушкой, да для этого нужно реально поработать, посчитать, поискать, убедить, купить, сдать платить и пр.
[User Picture]From: [info]mosskvarium
2008-11-14 07:31 pm (UTC)

(Link)

такие "бизнеса" обычно печально заканчиваются.
С тем же успехом можно продать почку, яйца, мозги и поиграть на проигранное в рулетку. Риск 50 на 50)
А вообще, почитайте "Финансиста" Теодора Драйзера)
Так что пустой базар.
[User Picture]From: [info]differ
2008-11-14 10:26 pm (UTC)

(Link)

Или печально или, наоборот, чрезвычайно весело. Как и любая другая высокорисковая стратегия.
Отличие, (помимо, того что не для всех квадратные метры также дороги как печенка) в том, что вероятности в жизни обычно не распределены как 50 х 50.
Так что ключевым становится вопрос об остроте зрения или, на худой конец, чувствительности спинного мозга.
From: [info]roman_komarov
2008-11-15 08:22 pm (UTC)

(Link)

Да, это все хорошо, если квартиру удастся продать. Таких желающих сейчас полно, покупателей нет. Конечно, вложиться на пике - это у нас национальная забава, но даже сейчас трудно найти таких отчаянных. У меня вон куча знакомых хотят продать (или поменять), да не могут - покупателей нет. Или они есть, но альтернативщики - ждут, что их квартиру кто-нибудь купит. Только вот не покупает никто. Деже снижение цены на 5-10% не помогает :-\
[User Picture]From: [info]differ
2008-11-15 10:30 pm (UTC)

(Link)

Покупателей мало, но все-таки это вопрос размера дисконта. (Для Москвы. На менее емких рынках может быть и не так.)
Видимо, дисконт размером в 5-10 % уже стал не актуален. Подозреваю, что сейчас уже 15, ближе к реальности, если необходимо продавать в обозримые сроки. И то не факт. Что, конечно, делает ситуацию много более рискованной.
А с альтернативой при сегодняшней ликвидности, конечно, трудно иметь дело.

Advertisement